super.artkor@yandex.ru
+7 (909) 446-58-67

Бобат-терапия

 

Бобат-терапия — методика физической реабилитации больных ДЦП. Получила широкое распространение в Европе с 40-50-х г.г. двадцатого века.

Бобат-терапия предусматривает коррекцию не отдельных движений, а различных систем организма в целом, определяя конечный результат лечения.

Основные методы Бобат-терапии:

  • Онтогенетический подход к лечению согласно этапам двигательного развития ребенка;
  • Рефлекс-запрещающие позиции, т.е. использование в реабилитации таких поз и положений тела, которые будут сдерживать патологические рефлексы;
  • Управление движением из ключевых точек, акцент на качестве движения;
  • При организации движений применяются приёмы подавления непроизвольных движений и облегчения выполнения движений с целью стимуляции нейрофизиологического сервиса двигательной сферы;
  • Командная работа с ребёнком;
  • Функциональный подход к лечению для адаптации ребенка к повседневной жизни.

Принципы Бобат-терапии:

  • Лечение не должно причинять боль;
  • Ребёнку важно дать время для адаптации;
  • Реабилитация должна быть разнообразной и комплексной;
  • При работе с ребёнком следует установить контакт, чтобы он доверял реабилитологу и расслаблял мускулатуру при выполнении заданий;
  • Сообщать цели реабилитации не только родителям, но и самому ребёнку, реально оценивая его возможности;

При ДЦП двигательные нарушения мешают нормальному развитию движений — патологические паттерны влияют на все сферы деятельности: сенсомоторное, когнитивное, эмоциональное и социальное развитие. Важно понять, что не даёт ребёнку выполнить какое-либо действие.

В методике Бобат-терапии необходимо выбрать ключевые точки для обучения функциональному движению. При этом можно использовать механическую фиксацию различных звеньев тела (шины, стояки, ходунки, кресла, коляски), однако эти приспособления не должны ограничивать движений ребёнка. При работе с верхними и нижними конечностями важна фиксация проксимальных отделов — чем лучше стабилизация проксимальных звеньев, тем легче работа и больше объем движений в дистальных звеньях конечностей. Темп выполнения упражнений индивидуален и зависит от возраста ребёнка, нарушений психики, формы церебрального паралича, степени тяжести двигательных нарушений и др.

Comments are closed.