super.artkor@yandex.ru
+7 (909) 446-58-67

Упражнения для моторики

Дорогие родители!

Перед вами комплекс упражнений для развития моторики кистей рук и координированных движений обеих рук под контролем зрения. 

Ещё в грудном возрасте важно давать ребёнку предметы различного размера, формы, гладкие, шершавые, мягкие и твёрдые. Пусть ребёнок ощупывает их, рвёт бумагу, шуршит пакетом, играет с пищащими игрушками и тому подобное. Дайте по разному предмету в каждую ручку малыша или постучите ими друг о друга либо по столу обеими ладошками.

Можно также играть с водой в процессе купания. Попробуйте «поплюхать» рукой по воде, зачерпнуть воду рукой или ёмкостью, которую держите в руке. Поднимите игрушку со дна ванны ручкой ребёнка. Играйте, толкая плавающие уточки, мячики, «топите» их под воду. Выжимайте вместе с ребёнком маленькие детские мочалочки. Дайте малышу игрушечные цветные чашечки и вместе переливайте воду из одной в другую. В случае, если у ребёнка не получается сразу делать всё самостоятельно, проявите терпение и покажите, как правильно совершать все эти действия, делайте упражнения вместе с ним. 

Если выдаётся свободная минутка, полезно делать малышу массаж пальчиков. Для этого распрямите пальцы, возьмите один из них, а остальные пусть будут сложены в кулачок. Разомните пальчики, совершая круговые движения, поиграйте ими, как будто переплетаете их. Следите за тем, чтобы малыш расслабил пальцы, это особенно важно, если у него повышенный тонус мышц. Для этого достаточно слегка потрясти ими. 

Следует сосредоточиться на формировании связи зрительно-моторной координации («глаз — рука»). Попробуйте тянуться ручкой ребёнка к предмету, на котором в данный момент заострено его внимание. Или наоборот, заинтересуйте малыша каким-либо предметом, например, дайте ему в руку погремушку и потрясите ею. Двигайте ею неторопливо и довольно близко, тогда он будет успевать следить глазами за игрушкой. 

Всякий раз, когда вы совершаете с малышом действие, называйте его соответствующим глаголом: положи, возьми, встань, сядь, хлопай, передай маме, папе. 

Упражнения должны доставлять ребёнку радость и удовольствие. Он должен видеть вашу улыбку и слышать одобряющие слова. 

Малыша важно научить совершать с предметами действия, соответствующие их свойствам, например: мяч нужно подбрасывать, катать; машинку — возить; книжку — читать, листать; коробочку открывать и закрывать. 

Контролируйте, чтобы во всех двигательных действиях были заняты обе руки. Пусть одна будет ведущей, вторая — вспомогательной. В одной руке держим коробочку, второй открываем её; одной рукой держим книгу, другой — листаем страницы; одной рисуем, другой придерживаем бумагу. 

Для формирования целенаправленных движений рук можно научиться самым простым играм по подражанию — «Ладушки», «Сорока» и т.д. Также стоит пользоваться имитационными движениями: «петушок машет крыльями», «жук шевелит лапками» и т.д. 

Учите и мотивируйте ребёнка совершать «жесты общения»: указывать пальчиком на предмет, грозить пальчиком, звать к себе, приветствовать и прощаться, махая рукой, погладить ручкой по голове и тому подобное.

Детишкам с двух лет уже обязательно развивать движения рук, в основе которых лежат навыки самообслуживания и изобразительной деятельности. Для этого нужно регулярно выполнять следующие упражнения: 

1) Занятия с веревочкой (можно использовать мягкую проволоку):

перематывайте верёвочку из одного клубка в другой; 

наматывайте её на катушку или палочку; 

— продевайте в различные отверстия: бусинки, колечки; 

— обматывайте колечки веревочкой: можно продевать её через центр кольца.

2) Занятия с бумагой: 

— как можно сильнее сомните обеими руками лист бумаги (если у ребёнка не получается самостоятельно, делайте упражнение вместе с ним, обхватив его руки своими и совершая нужные движения); потом расправьте бумагу, разгладьте её; 

разровняйте лист бумаги на столе, придерживая его второй рукой, далее поменяйте руки;

— складывайте и разворачивайте лист бумаги в различных направлениях; вначале вдвое, втрое, потом в максимальное количество раз; данное упражнение, помимо прочего, развивает целенаправленность и самоконтроль;

в конце упражнения можно поскатывать, поскручивать и разорвать лист бумаги. 

После того, как ребёнок освоит эти несложные манипуляции, можно учить его резать и склеивать. Даже делать аппликации: по готовому образцу, по показу, по собственному замыслу. 

3) Игры с мячом: 

катайте мяч, сидя на полу, перекатывайте его ребёнку, и пусть он ловит его обеими руками, а затем катит обратно к вам; едва малыш освоит это упражнение, уже можно аккуратно бросать ему мячик, чтобы он ловил его и кидал обратно вам (при этом важно показать ребёнку, как правильно держать ручки и ловить мяч); 

сядьте за столик и положите обе руки малыша на небольшой мячик, расправьте пальчики и катайте мяч по столу в разные стороны и по кругу, все движения озвучивайте вслух; (движения совершаются сначала обеими руками, далее каждой ручкой по очереди);

— одну руку положите на мяч, придерживая его, другой пусть ребёнок стучит по мячу вначале легко и медленно, потом — сильнее и быстрее; по выполнении поменяйте руки и проделайте то же самое.

4) Игры с песком: 

— сгребайте влажный песок в горку обеими руками, а потом разравнивайте её; 

«отпечатывайте» ладошки на ровной поверхности песка;

ройте в песке ямки, тоннели, дорожки, придавайте ему форму;

пересыпайте песок совочком, мешайте его, приглаживайте, делайте куличики; 

попробуйте строить из влажного песка различные несложные сооружения: замки, домики, словом, любые постройки по своему вкусу

очень интересно создавать прямо на песке игровые сюжеты при помощи игрушек, машинок, природного материала; 

5) упражнения сидя за столиком с маленькими мячами; для этого лучше использовать резиновые мячики с «пупырышками» либо теннисные; в каждую руку ребёнка вложите по мячу и следите, чтобы все пальцы были расправлены; движения те же, что и в упражнениях со средним мячом; после того, как малыш будет легко выполнять эти несложные упражнения, пусть попробует постучать мячикам друг о друга, держа их в руках, или одновременно катать оба мяча в разные стороны;

6) игры с кубиками и конструктором: 

попробуйте для начала совершать простые манипуляции: переворачивать, перекладывать, ставить один на другой, потом снимать, выкладывать несложные узоры;

— после можно перейти к конструированию: вначале простые модели из небольшого количества крупных деталей — домик, забор, башня, гараж; далее переходите к более сложным; в процессе не забывайте озвучивать ребёнку цвета кубиков, их форму и размер, предложите найти и показать такие же;

7) Игры с тестом и пластилином

— скатывайте обеими руками большой шар как на столе, так и на весу

— раскатывайте «колбаску», отщипывайте от неё кусочки обеими руками по очереди и скатывайте из них мелкие шарики, делайте из них лепёшки; 

— из полученных лепёшек можно делать «куличики», «вареники» и «пирожки»

— ещё из шариков можно раскатывать маленькие «колбаски» на весу, задействуя при этом только пальцы;

после того, как малыш хорошо освоит эти простые манипуляции, можно будет придумывать более сложные темы для лепки: люди, животные, деревья, цветы и тому подобное.

 

Комплекс упражнений для развития мелкой моторики кистей рук

 

Развитие мелкой моторики не стоит недооценивать, ведь оно находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления малыша. Желательно каждый день совершать вместе с ребёнком некоторые из нижеприведённых упражнений

— постучать по столу расслабленной кистью одной, затем другой руки; 

— катайте каждым пальчиком по очереди мелкие предметы: бусинки, шарики, камешки; 

— складывайте двумя пальчиками горошинки и фасолинки в банку

— нанизывайте крупные бусины, пуговицы, шарики на нитку; 

— закручивайте крышки, заводите механические игрушки ключиком; 

— сжимайте и разжимайте кулачки, пусть ребёнок представляет, что кулачок — бутончик цветка; 

делайте так называемые «мягкие» кулачки, которые можно с лёгкостью разжать и в которые мама может просунуть свои пальцы, и «крепкие», которые уже не так просто разжать

— пусть малыш показывает по очереди по одному пальчику, потом два за раз, потом — три и так далее;

также можно показывать один большой палец; 

можно барабанить всеми пальчиками по поверхности или махать в воздухе только пальцами; 

делайте кистями «фонарики»; 

хлопайте в ладоши то тихо и медленно, то быстро и громко;

пусть ребёнок держит руки перед собой, опора на предплечья, по очереди меняйте положения кистей, правой и левой (согнуть — разогнуть, повернуть ладонью к лицу — к столу); 

— собирать все пальчики в щепотку (можно приговаривать: «пальчики собрались вместе, разбежались»); 

— завязывайте вместе узлы на веревке либо шнурке, застёгивайте молнии, кнопки, пуговицы; 

— полезно научить малыша пользоваться пульверизатором: пусть слегка нажимает пальчиками, пуская струю воздуха на вату или бумагу, при этом передвигая их по поверхности стола; 

сгибайте пальцы одновременно, а потом по очереди

постучите каждым пальцем по столу на счёт «один, один — два, один — два — три»; 

отведите пальцы, согните и разогните их, при этом слегка касаясь большим пальцем остальных, как будто сыпете зерно для птиц.

 

В процессе обучения разнообразным движениям рук и взаимодействию с предметами не стоит торопиться и уж тем более критиковать ребенка, если у него что-то не получается сразу. В такой ситуации следует спокойно, неторопливо добавлять новые движения по мере освоения ребёнком старых, помогать своими руками ручкам ребёнка выполнять упражнения, которые непросто даются. И только потом побуждайте выполнять их самостоятельно. Не забывайте хвалить своего малыша за каждый выполненный элемент!

Comments are closed.